В 2018 году в нашем селе открылся новый детский сад, который отвечает всем современным требованиям ФГОС ДО. Были организованы дополнительные группы для детей. Перед педагогами встала задача организовать многокомпонентную предметно-развивающую среду, которая бы гарантировала сохранность физического и психологического здоровья дошкольников, способствовала формированию всесторонне развитой личности. Работая с детьми, мы часто сталкиваемся со сложностями речевого, физического развития, с проблемой социализации воспитанников. Основываясь на наш педагогический опыт, мы можем совершенно уверенно утверждать, что основы эффективной социализации личности, развитие всех физических способностей закладываются именно в детстве, период которого совпадает с посещением детского сада.
Поэтому, учитывая все возрастные особенности дошкольников, нами было принято решение о разработке проекта по созданию мини-музея «Русский быт». Тем более, что проживая в селе, дети имеют возможность посещать кружки, библиотеку, но лишаются возможности посещать музеи, выставки. Беседуя с родителями и детьми, мы выяснили, что дети не посещали музеи.
Тематика музея выбрана неслучайно. Именно в дошкольном возрасте детям интереснее предметы быта, т.к. они наиболее часто употребляются в народных сказках, используются дома в быту. Да и семья и семейный быт-это первый социальный институт ребенка. Беседы, мероприятия, проводимые в рамках музея направлены на патриотическое, духовно-нравственное воспитание дошкольников и их социализацию в обществе. Особенностью такого вида музеев, является причастность в их создании детей и родителей. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, ребята из старших групп проводят экскурсии для детей младшего возраста и гостей.
По просьбе детей, музей можно посещать в любое время. В музее разрешается брать в руки экспонаты, что позволяет более детально изучить характеристики предмета. В зависимости от предстоящих общепринятых народных праздников, в музее организуются тематические выставки, экскурсии, творческие конкурсы, которые позволяют детям фантазировать, думать, размышлять, смело вести беседу.
В рамках музея, педагоги проводят: сюжетно-ролевые игры, т.к. на сегодняшний момент наблюдается «выбывание» таких игр из жизни современного ребенка; народные подвижные игры, которые предполагают игру в команде, что учит сотрудничать, договариваться, распределять социальные роли, нормы поведения. Продолжая работу в данном направлении, мы разработали и реализовали на практике в течение двух учебных периодов, проекты. Проект «Что было до…» Целью проекта стало: развитие духовно-нравственных ценностей старших дошкольников через знакомство с предметами прошлого и фольклорными произведениями. Проект «Формирование представлений о родословной семьи как основа социально-нравственного воспитания дошкольников» созданный с целью развития социально-нравственных ценностей дошкольников путём формирования у детей понятия «семейное древо», «семейные традиции».
Результатом проделанной работы стала положительная динамика в развитии речи детей, умении делиться личными впечатлениями; в детском саду усовершенствована предметно-развивающая среда (созданы настольные и интерактивные игры, подобраны иллюстрации по данной тематике); каждая семья создала макет своего семейного древа и совместно с детьми презентовала его.
Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда, в рамках музейной педагогики, в детском саду играет ведущую роль в гармоничном, духовном, здоровьесберегающем развитии и воспитании каждого ребёнка. Она является источником получения знаний, социального опыта. Также она определяет систему моральных и эстетических ценностей.
Экскурсия в мини — музей «Русский быт» (видео)